Литературные виды и жанры
Что стало предпосылкой к появлению литературных жанров? Сегодня в нашей стране повышается значимость научных исследований. В этой связи статус, благодаря получению ученой степени Магистра, Кандидата или Доктора наук, ученой степени Ph.D. Philosophy Doctor - высшая ученая степень в мире, МБА - магистр бизнес администрирования, является гарантированным пропуском для получения престижной должности.
Основы актуальной литературоведческой терминологии заложил Аристотель в своих работах «Поэтика» и «Риторика». Одним из продолжателей идей древнегреческого философа стал Виссарион Григорьевич Белинский, которому принадлежит труд «Разделение поэзии на роды и виды».
Литераторы - писатели, поэты долгое время следовали правилам, которые ввел Аристотель. Ситуация изменилась в XIX веке, когда начались активные эксперименты со словом. Писатели стали выходить за привычные рамки жанров литературы при написании книг. Яркие примеры – поэма в прозе «Мертвые души» и роман в стихах «Евгений Онегин».
Что такое литературный жанр?
Согласно тематическим справочникам жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединенных определенным набором содержательных и формальных признаков. На их формирование немалое влияние оказали культурные, социально-политические и религиозные факторы.
Прародителями эпического жанра произведений послужили легенды, мифы, сказания, в которых исторические события тесно переплетались с фантастическими допущениями. В XI веке литература такого типа уступила позиции народной лирике. На смену эпохе баллад и сонетов пришел романтизм, завладевший вниманием читателей XVIII века.
Зачатки драмы, в свою очередь, были еще в первобытной поэзии. На протяжении долгого времени шлифовались два ее противоположных лика – трагедия и комедия. Результат – укрепление драмы как одного из основных жанров литературы.
Литературный род – более широкое понятие, чем жанр произведения. Аристотель в своих работах выделял эпос, драму и лирику. Значительно позднее появился четвертый род литературы – лироэпика (но на этот счет литературоведы не пришли к единому мнению).
Чем жанр отличается от рода литературы?
> Для сравнения расскажем об основных признаках родов литературы.
Эпос предполагает наличие множества событий, не ограниченных пространством или временем, участие большого количества действующих лиц. Алексей Иванович Николаев в своей работе «Основы литературоведения» выделяет такой характерный признак этого рода, как «эпическая дистанция». Описываемые в книге события отдалены от автора и во времени, и в эмоциональном плане. «Эпическая дистанция» по мере развития литературы демонстрирует тенденцию к сокращению. Гомер в своих художественных произведениях писал о далеких эпохах, современные же авторы могут ограничиться событиями прошлых лет или месяцев. Эпический темп повествования, как правило, размерен и нетороплив.
Драма – это вид произведений, написанных для постановки на театральной сцене. Художественный текст состоит из монологов и диалогов действующих лиц, авторских ремарок. Важнейшая внутренняя «пружина» развития действия в драматическом произведении – конфликт. Именно его характер определяет жанровые особенности текста. Драматический конфликт может иметь глобальный смысл. В таком случае источник напряжения скрывается в несовершенстве миропорядка в целом, а не в различии жизненных позиций литературных героев.
Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, эпиграмму. Если книга написана в лирическом жанре, акцент сделан на чувствах, мыслях, внутреннем мире героя.
Лироэпика – по разным данным четвертый род литературы или межродовая форма, которая образовалась на стыке лирики и эпоса. Повествование представлено в стихотворной форме, но автор дает лирическую оценку поведению героев и событиям.
Художественная литература
Произведения художественной литературы побуждают читателей к образному осмыслению действительности. Первостепенное значение отводится авторскому взгляду на происходящее, а не точному изложению фактов.
Эпические жанры
Относящиеся к этим жанрам произведения написаны преимущественно в прозаической форме. Автор не выражает собственное отношение к событиям и героям прямо, а транслирует его через особые художественные приемы. Как утверждал Аристотель в «Поэтике», эпические жанры отличаются объективностью и беспристрастностью. Идейный размах литературных произведений простирается от мифов вроде древнеисландской «Старшей Эдды» до русских былин о могучих богатырях.
Роман
В художественном произведении соседствуют несколько сюжетных линий и временных периодов. В романе – акцент на развитии личности главного героя, преодолении препятствий, борьбе с обстоятельствами, зачастую присутствуют лирические отступления и элементы драмы.
Несколько романов, сюжеты которых связаны друг с другом действующими лицами или общими событиями, образуют цикл. Например, «Хождение по мукам» Алексея Толстого или «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака.
Роман-эпопея
Масштабное по объему монументальное эпическое произведение. Автор ставит перед собой задачу дать полную картину определенного исторического события или переломного момента в судьбе нации. Действие романа-эпопеи объединяет множество сюжетных линий. В книге, как правило, фигурирует большое количество персонажей, главных и второстепенных.
- Характерные черты романа-эпопеи:
*насыщенный сюжет
*ярко выраженные протагонисты и антагонисты
*формирование характеров героев под влиянием исторических событий
- Примеры:
«Отверженные» Виктора Мари Гюго
«Властелин Колец» Джона Роналда Руэла Толкина
«Тихий Дон» Михаила Шолохова
«Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси
Роман-сказка
За неожиданными поворотами сюжета нередко скрываются размышления о современном автору мире. В карикатурных, ярких образах отрицательных персонажей порой отчетливо проступают черты совсем не сказочных героев. Эта разновидность эпики адресована не только детям, но и взрослым. Такие художественные произведения заставляют задуматься о том, как устроен мир и что можно изменить в жизни. Именно к этому жанру относится произведение Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
- Характерные черты романа-сказки:
*самобытность авторской манеры повествования
*оригинальность сюжетных поворотов
*детальное и красочное описание событий, внешнего облика персонажей, места действия
- Примеры:
«Ходячий замок» Дианы Уинн Джонс
«Три толстяка» Юрия Олеши
Роман-пунктир
Подобные многоплановые произведения состоят из отдельных рассказов, связанных временем, местом, героями, «перетекающими» из одной части в другую. Перед глазами читателя зачастую проходит вереница лиц разного возраста, мировоззрения, социального положения.
- Примеры:
TRANSHUMANISM INC. (Трансгуманизм Inc.) Виктора Пелевина
«Денискины рассказы» Виктора Драгунского
Роман-трилогия
Это совокупность трех литературных произведений, объединенных общей идеей или преемственностью сюжета. Изначально слово «трилогия» использовалось греками для обозначения совокупности трех трагедий. В настоящее время понятие встречается как в художественной и научной литературе, так и в изобразительном искусстве, компьютерных играх, кино.
- Примеры:
«Финансист. Титан. Стоик. «Трилогия желания» в одном томе» Теодора Драйзера
«Люди как боги» Сергея Снегова
Детективный роман
Главный герой – частный детектив, сотрудник полиции или следователь, который пытается раскрыть преступление. Его часто сопровождает помощник, который обычно выполняет функции рассказчика. Британский писатель Гилберт Кит Честертон считал, что «существо детективного романа состоит в изображении видимых феноменов, причины которых скрыты, а это и есть, если поразмыслить, существо всех философий». Авторы в своих произведениях стремятся передать колорит той или иной эпохи (например, романы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе проникнуты атмосферой старой сельской Англии). В детективном сюжете нередко присутствуют персонажи-соперники.
- Черты детективного романа:
*запутанный и увлекательный сюжет
*удерживание читателя в напряжении
*подробные характеристики героев
*конфликт справедливости и беззакония
*композиция, предполагающая линейное развитие сюжета
*таинственность, загадочность, интрига
*использование метафор и эпитетов для создания гнетущей атмосферы
- Примеры:
«Каждый в нашей семье кого-нибудь да убил» Бенджамина Стивенсона
«Лунный камень» Уилки Коллинза
«Правда о деле Гарри Квеберта» Жоэля Диккера
«Гибельное влияние» Майка Омера
Приключенческий роман
Такие произведения отличаются стремительным развитием сюжета. Героям раз за разом приходится преодолевать опасности, рискуя собственной жизнью. Персонажи приключенческих романов отважны, храбры и не боятся шагнуть в неизвестность, вдохновляя читателей.
- Примеры:
«Маковое море» Амитава Гоша
«Гайдзин» Джеймса Клавелла
«Граф Монте-Кристо» Александра Дюма
Любовный роман
Конфликт и кульминация непосредственно связаны с основной темой – развитием романтических отношений. При этом произведение может содержать сюжетные линии, которые напрямую не относятся к чувствам главных героев. Литературовед Ирина Гаврикова назвала любовный роман «жизнью в сказке, созданной своими руками, прикосновеньем к мечте, реализацией своих желаний путем растворения себя в герое».
- Примеры:
«Дневник памяти» Николаса Спаркса
«Напоминание о нем» Колин Гувер
Философский роман
Предпосылки к появлению философской прозы заметны уже в античных трудах. Ксенофонт и Платон создали жанр философского диалога, в котором художественная ценность текста не уступала его концептуальному значению.
- Примеры:
«Саша, привет!» Дмитрия Данилова
«Клоун Шалимар» Салмана Рушди
«Лавр» Евгения Водолазкина
Психологический роман
Основная цель автора такого произведения – изображение внутреннего мира героев, их душевных порывов. Читатель психологических романов отвлекается от повседневной рутины, погрузившись в сложные сюжетные перипетии, наблюдая за трансформацией нравственных ценностей персонажей.
- Примеры:
«Щегол» Донны Тартт
«Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой
Исторический роман
Основоположником этой разновидности жанра считается британский писатель Вальтер Скотт, хотя первые черты исторического романа есть еще в «Истории Александра Великого», образце народной литературы первых веков нашей эры. В книгах этого жанра реальные факты сочетаются с художественным вымыслом.
- Примеры:
«Отверженные» Виктора Гюго
«Большая грудь, широкий зад» Мо Яня
«Четыре ветра» Кристин Ханны
Фантастический роман
Отличительная черта фантастических книг – нарушение границ реальности, внедрение нестандартных элементов. Такие произведения часто развиваются по типу авантюрного романа.
- Примеры:
«Дюна» Фрэнка Герберта
«Пророчество о пчелах» Бернара Вербера
«Клара и Солнце» Кадзуо Исигуро
Сатирический роман
Подвид жанра сформировался во времена распада Римской империи (395 г.). Сатиру называют одной из самых древних форм искусства. Стиль повествования в таком литературном произведении язвительный, насмешливый и задорный, явственно прослеживается авторская позиция. Oдин из яpкиx oбpaзцoв сатирического романа в русской литepaтype – «Гocпoдa Гoлoвлевы» Салтыкова-Щедрина.
- Примеры:
«Поправка-22» Джозефа Хеллера
«Скотный двор» Джорджа Оруэлла
«День опричника» Владимира Сорокина
Биографический роман
Эти литературные произведения отличаются большим объемом, многолинейностью сюжета, охватывающего целый ряд событий. Они зачастую сочетают в себе черты художественного, публицистического, научного стилей.
- Примеры:
«Вулфхолл, или Волчий зал» Хилари Мантел
«Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой» Павла Басинского
Рыцарский роман
Авторы, работающие в этом жанре, охотно прибегают к использованию фантастики и сказочных мотивов. По мнению швейцарского историка Поля Зюмтора, рыцарский роман «воплощает мечту о счастье, ощущение силы, волю к победе над злом».
- Примеры:
«Азенкур»Бернарда Корнуэлла
«Таинственный рыцарь» Джорджа Р. Р. Мартина
Плутовской роман
Один из примеров такого художественного произведения – «Жизнеописание Гусмана де Альфараче, наблюдателя жизни человеческой» Матео Алемана. Литературный жанр зародился в Испании золотого века. В центре повествования – похождения авантюриста-мошенника. В роли главных героев выступали как выходцы из низов, так и обедневшие дворяне. Зерна плутовского романа видны уже в знаменитом античном «Сатириконе» Петрония Арбитра.
Повествование зачастую ведется от лица главного героя, что невольно заставляет читателя проникнуться к нему искренней симпатией. Жертвами коварства мошенника могут стать добропорядочные граждане, криминальные личности, чиновники. Художественное произведение обычно строится как хронологическое изложение отдельных событий из жизни авантюриста.
- Примеры:
«Лес повешенных лисиц» Арто Паасилинны
«Блуда и МУДО» Алексея Иванова
Антироман
Этот термин впервые использовал в 1633 году французский писатель Шарль Сорель, назвав так исправленное издание своего пародийного произведения «Сумасбродный пастух». Жанр специфичен отказом от классических элементов романа (образов героев с целостным внутренним миром, последовательного сюжета). Возможны эксперименты с пунктуацией и грамматикой, нарушение временной последовательности, наличие альтернативных концовок.
- Примеры антироманов:
«Бледный огонь» Владимира Набокова
«Игра в классики» Хулио Кортасара
Эпистолярный роман
Так называют литературные произведения крупной формы, в которых события передаются через письма героев. Писатель Андрей Платонов выделил сильные черты эпистолярного жанра: «По-моему, достаточно собрать письма людей (слегка коснуться их опытной, осторожной и разумной рукой редактора) и опубликовать их – и получится новая литература мирового значения. Литература, конечно, выходит из наблюдения людей. Но где больше их можно наблюдать, как не в их письмах».
- Примеры:
«Куда ты пропала, Бернадетт?» Марии Семпл
«Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски
Сага
В современном понимании под такой литературой зачастую подразумевают произведения, повествующие о жизни нескольких поколений одной семьи. Философ Михаил Михайлович Бахтин выделил два основных сюжета развития саги: «Во-первых, одинокие странствия героя, которые завершаются счастливым обретением семьи, во-вторых, в тихий и счастливый семейный мир врывается посторонняя сила, которая грозит разрушением этого мира».
- Примеры:
«Голландский дом» Энн Пэтчетт
«Дом на краю ночи» Кэтрин Бэннер
«Дева в саду» Антонии Сьюзен Байетт
Комический роман
Специфика этого поджанра предъявляет особые требования к автору. Интерес читателя к произведению подогревается, главным образом, умением романиста создавать остроумное и комическое. Это относится к оригинальной обрисовке персонажей, особой динамике сюжета, стилю повествования. Перед автором стоит задача соединить преимущества крупного эпического полотна (романа) и сатирической оценки происходящего. В результате получается «сплав», своеобразный по форме и содержанию.
- Пример:
«Один день мисс Петтигрю» Уинифред Уотсон.
Научно-фантастический роман
Сюжет художественного произведения строится на развитии событий, ставших возможными в результате вымышленных научных открытий или технологического прорыва. В основе научной фантастики всегда лежит некое допущение (в области биологии, физики, медицины и т. д.), повлекшее за собой иной путь существования цивилизации.
- Примеры:
«Задача трех тел» Лю Цысиня
«Порог» Сергея Лукьяненко
Автобиографический роман
Присутствующая в книге центральная сюжетная линия детализирует события, оставившие след в памяти автора. При этом у романиста нет претензии на точную правду. Некоторые обстоятельства могут быть изменены или преувеличены в художественных целях.
- Пример автобиографического произведения
«Вызовите акушерку» Дженнифер Уорф.
Роман – поток сознания
Автор концентрирует внимание на внутренней психической организации человека. В результате получается поток сознания – хаотичный набор впечатлений и мыслей, ассоциативным образом возникающих в голове персонажа. Использование художественного приема может сопровождаться синтаксическими ошибками или полным отказом от знаков пунктуации (как в финальной части романа «Улисс»).
- Примеры:
«Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф
«Улисс» Джеймса Джойса
Антиутопия
Авторы антиутопических книг часто изображают пугающий, отталкивающий общественный строй. Такие произведения являются противоположностью утопиям, которые олицетворяют собой видение идеального миропорядка.
- Примеры:
«Баллада о змеях и певчих птицах» Сьюзен Коллинз
«Кысь» Татьяны Толстой
«1984» Джорджа Оруэлла
Магический реализм
Термин «магический реализм» применительно к литературе впервые был предложен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году. Вот какой смысл он вкладывал в это понятие: «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического – тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям».
В произведениях гармонично сочетаются невероятное и бытовое, искаженная реальность и волшебство на грани абсурда. К примеру, в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» война соседствует с эпидемиями забывчивости и бессонницы, ужас повседневности – с пророчествами и алхимией.
- Примеры:
«Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой
«Дом, в котором...» Мариам Петросян
«Счастливчики» Хулио Кортасара
Повесть
По содержанию и объему текста это нечто среднее между романом и рассказом. Повествование чаще всего охватывает короткий промежуток времени, ведется в хронологическом порядке. Сюжет в большинстве случаев сфокусирован на жизни главного героя. Его история может иметь трагическую развязку или окончиться клиффхэнгером, то есть повествование прерывается на полуслове, оставляя читателя с открытым финалом.
- Примеры:
«Дьяволиада» Михаила Булгакова
«Тринадцатая карта» Майка Омера
Рассказ
Повествование, как правило, строится по схеме «завязка – основная часть – развязка». Рассказ характеризуется такими признаками, как малый объем, одна четко выраженная сюжетная линия, минимум литературных героев.
- Примеры:
«Уникальный экземпляр: Истории о том о сём» Тома Хэнкса
«Тупейный художник» Николая Лескова
Притча
Отличительные черты – выразительный язык, эмоциональная подача, острая проблематика. Это короткий рассказ, в котором для нравственного поучения автор использует иносказание. Персонажи притчи – не только люди, но и животные, растения, неодушевленные предметы, наделенные человеческими качествами.
- Примеры:
Притча про секрет счастья из книги «Алхимик» Пауло Коэльо
«Блоха в овечьей шкуре» Леонардо да Винчи
Книга притч царя Соломона Соломона Мудрого
Лирические жанры
В лирических произведениях на первый план выходят личные эмоции и впечатления автора.
Лирическое стихотворение
Образ лирического героя чаще всего создается на основе жизненного опыта автора стихотворных строк, его чувств, разочарований, ожиданий и целей. Отличительные признаки стихотворения:
*смысловая завершенность лаконичность
Говорить о полном отождествлении личности лирического героя и автора, конечно же, нельзя. Многие события, описанные в стихотворении, не являются автобиографическими для самого поэта.
- Примеры сборников:
«Непоэмание» Веры Полозковой
«Новая поэзия» Дмитрия Воденникова
Стихотворения главных авторов Серебряного века
Элегия
Произведение построено на личных эмоциональных переживаниях лирического героя. Большинство элегий написано от первого лица, без четкой структуры. Основная тема лирических произведений – размышление лирического героя над философскими вопросами: о быстротечности бытия, смысле существования и т. д.
- Примеры:
«Вечер. Элегия» Василия Жуковского
«Пускай нам говорит...» Николая Некрасова
Послание
В художественном тексте приводится стихотворное обращение поэта к выдуманной или реальной личности. Послание обычно отличается легкостью слога и изящным остроумием. Оно может быть адресовано как одному человеку, так и группе лиц. По содержанию послания бывают дружеские, сатирические, лирические.
- Примеры:
К Чаадаеву» Александра Пушкина
«Валерик» Михаила Лермонтова
Эпиграмма
Лаконичное стихотворение-насмешка с сатирическим содержанием посвящается какому-либо общественному событию или известной личности. Часто у эпиграмм язвительный тон, обнажающий неприглядную сущность адресата. Характерны также развернутая экспозиция и неожиданный финал.
- Примеры:
«Лечись – иль быть тебе Панглосом...» Александра Пушкина
«Татьяне Дорониной» Валентина Гафта
Ода
Характерные особенности жанра – высокая лексика, насыщенность мифологическими аллюзиями, торжественность. Ода «выросла» из песен, сложенных в честь победителей древних Олимпийских игр. Многие прославления в стихах посвящались событиям государственного масштаба.
- Примеры:
«Фелица» Гаврилы Державина
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» Михаила Ломоносова
Сонет
Произведение, как правило, состоит из 14 строк, разбитых на два четверостишия и два трехстишия. По традиции сонет используется для выражения любовных переживаний. Каждая его строфа имеет синтаксическую завершенность.
- Примеры:
«Сонеты» Уильяма Шекспира
«Мадонна» Александра Пушкина
Драматические жанры
> К драматическим жанрам относятся: комедия, драма, трагедия
Комедия
Авторы комедий часто изобличают человеческие пороки и недостатки. Например, Мольер в своем произведении «Тартюф или обманщик» высмеивает глупость, эгоизм и лживость. Комедийная пьеса написана в далеком 1664 году, но сохранилась в театральном репертуаре до нашего времени.
В таких произведениях художественной литературы высмеиваются отрицательные явления действительности. Герои и сюжет вызывают улыбку. Комедия может быть «высокой» как «Горе от ума» Александра Грибоедова или сатирической как «Тартюф или обманщик» Мольера.
- Примеры:
«Идеальный муж» Оскара Уайльда
«Недоросль» Дениса Фонвизина
Трагедия
Трагедии свойственна напряженная борьба сильных характеров, которая заканчивается катастрофическим для главного героя исходом. В произведениях изображены непримиримые противоречия, неразрешимый конфликт. Текст нередко звучит патетично (страстно!). Многие трагедии написаны в стихотворной форме. Литературные произведения заставляют читателя испытать состояние катарсиса (высвобождения негативных эмоций).
- Примеры:
«Король Ричард III. Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира
«Борис Годунов» Александра Пушкина
Драма
Первостепенное значение в драматическом произведении приобретают монологи и диалоги героев. Фабула бытовая, лишена пафоса и высмеивания. Ведущую роль играет глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей. Драму отличают такие особенности, как быстрота действия, сценические эффекты.
- Примеры:
«Три сестры» Антона Чехова
«Гроза» Александра Островского
«Человек из Подольска» Дмитрия Данилова
«Персидская сирень» Николая Коляды
Лироэпические жанры
В произведениях лиро-эпических жанров автор вводит в повествование лирического героя. Этот персонаж добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку. В этом состоит основное отличие такой художественной литературы от классической эпики, где автор созерцает события со стороны.
Поэма
Произведение может быть написано в стихотворной форме или в прозе. Важное значение в поэме отводится присутствию личностного начала (лирические отступления, лирический герой). В центре повествования находится развернутое описание масштабных событий, которые происходят с героем, страной, какой-либо социальной группой.
- Примеры:
«Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева
«Медный всадник» Александра Пушкина
Баллада
Небольшое стихотворное произведение обычно посвящается мифологическим или историческим событиям. Баллада подчиняется правилам строгой рифмовки. Характерные черты – музыкальность, напевность слога, динамичность сюжета, обычно передающаяся через диалоги персонажей.
- Примеры:
«Лесной царь» Иоганна Гёте
«Песнь о вещем Олеге» Александра Пушкина
Роман в стихах
Произведение этого жанра сочетает в себе композицию романа, в которой видно постепенное развитие персонажей, и стихотворную форму.
- Главный пример – «Евгений Онегин» Александра Пушкина.
Non-Fiction
Слово «нон-фикшн» в переводе означает «не вымысел». Под этим понятием подразумевается нехудожественная литература, в которой нет места вымышленным событиям или персонажам. При написании текста используются реальные факты, документы, практический опыт автора. В настоящее время литература нон-фикшн переживает ренессанс. Она служит полезным ориентиром в поисках конкретного опыта, который стремится получить читатель.
Бизнес-литература
Бизнес-литература подразделяется на разнообразные поджанры:
*книги о создании и развитии бизнеса «Бизнес без MBA» Максима Ильяхова, Олега Тинькова)
*литература о кадровом менеджменте («Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови)
*издания о ценных бумагах и инвестициях («Инвестиции в недвижимость» Роберта Кийосаки)
*книги о тайм-менеджменте («12 недель в году» Брайана Морана)
*нон-фикшн о маркетинге, PR и рекламе («PR на 100%» Игоря Манна)
> мотивационная литература – сюда относятся книги, помогающие взглянуть на мир шире, перестроить мышление, добиваться поставленных целей
(«Разбуди в себе исполина» Тони Роббинса)
истории успеха («Моя жизнь, мои достижения» Генри Форда).
Психология и саморазвитие
В книгах по психологии рассказывается о поисках смысла жизни, тонкостях взаимоотношений между мужчиной и женщиной, сепарации от родителей, гармонии в отношениях с детьми или коллегами. Читатели узнают, как помочь себе пережить тяжелую травму, научиться грамотно выстраивать коммуникацию с окружающими, защищать личные границы, полюбить свое тело, применять мудрость предыдущих поколений к современной жизни.
- Примеры:
«Роман с самим собой. Как уравновесить внутренние ян и инь и не отвлекаться на всякую хрень» Татьяны Мужицкой
«К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» Ольги Примаченко
Научно-популярная литература
Изложенная в тексте информация носит научный характер, подтверждается выдержками из работ известных ученых или результатами исследований. Еще одна важная особенность – доступная форма подачи материала, в частности, умеренное употребление профессиональных терминов.
- Примеры:
«Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» Роберта М. Сапольски
«Теория всего. От сингулярности до бесконечности: происхождение и судьба Вселенной» Стивена Хокинга
Биографии и мемуары
По достоверности изложения мемуары близки к исторической прозе, научно-биографическим очеркам. При этом такие книги подразумевают активное присутствие авторского голоса, личных оценок.
Давая характеристику мемуарам как форме словесности, выделяют:
*ретроспективность
*фактографичность.
Но указанные выше признаки не всегда свидетельствуют о принадлежности книги к жанру мемуаров. Например, произведение Сомерсета Моэма «Подводя итоги» часто называют развернутым эссе. Сам автор в начале текста предупреждает, что его книга не является ни мемуарами, ни биографией. Несмотря на то, что взгляд писателя направлен в прошлое, основной его задачей стало подведение итогов долгого литературного пути.
- Примеры:
«Зеленый свет» Мэттью Макконахи
«Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» Виктора Франкла
Эзотерика
Тематические книги помогают постичь сакральные тайны Вселенной, познать неизведанное, выйти на новый уровень духовного развития, обрести внутренний покой. К эзотерике относятся разнообразные направления: нумерология, хиромантия, астрология, биоэнергетика, спиритизм, оккультизм, ясновидение, алхимия и многое другое.
- Примеры:
«Нумерология или жизненные коды даты рождения» Елены Прибыловой
«Страж перевала. Маг» Петра Жгулёва
Философия и религия
В книгах о религии рассказывается о том:
*как текст Библии соотносится с исторической реальностью
*чем схожи представления о Боге в трех мировых религиях.
Философские книги обобщают опыт великих мыслителей прошлого. Во многих из них приводятся краткие биографии выдающихся личностей, их смелые эксперименты, теории и идеи. Будет интересен читателю и беглый экскурс в историю философских течений.
- Примеры:
«История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе» Карен Армстронг
«Утраченные смыслы сакральных текстов. Библия, Коран, Веды, Пураны, Талмуд, Каббала» Карен Армстронг
Искусство и культура
Это книги для тех, кто умеет ценить истинную красоту, хочет смотреть на культуру прежних эпох через призму современности. Секреты кинематографа, истории о закулисье театра, биографии культовых художников. Чтение, которое влюбляет в искусство и расширяет кругозор.
- Примеры:
«99 глупых вопросов об искусстве и еще один, которые иногда задают экскурсоводу в художественном музее» Алины Никоновой
«Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» Уилла Гомперца
Публицистика и история
Главная черта исторической публицистики – особый стиль изложения, благодаря чему освещенная там информация легко воспринимается широким кругом читателей. Предположения и открытия авторов подтверждаются интервью непосредственных участников событий, наблюдениями и фактами. Это делает публицистические книги такими интересными и обсуждаемыми.
- Примеры:
«Дом правительства» Юрия Слёзкина
«60-е. Мир советского человека» Петра Вайля, Александра Гениса
Справочники и профессиональная литература
Специальные издания и справочный материал помогают:
*расширить кругозор
*освоить новые навыки
*повысить уровень квалификации.
Такая литература отличается по сложности изложения. Она выпускается как для специалистов в той или иной сфере, так и для массового читателя.
- Примеры:
сборник статей «Полка. О главных книгах русской литературы»
«Главное в истории литературы. Ключевые произведения, темы, приемы, жанры» Генри Рассела
Хобби, увлечения, навыки
Литература такого типа поможет найти увлечение по душе, попробовать себя в разных сферах. Из книг вы узнаете о разнообразных способах проведения досуга, сделаете первые шаги в новом деле.
Увлечение, способное стать отдушиной для уставшего от повседневных забот человека:
*помогает снизить уровень тревоги и стресса
*дарит ощущение полноты жизни
*вдохновляет на новые свершения
*положительно влияет на самооценку
*развивает целеустремленность и собранность.
Увлечение новым делом можно превратить в основной источник доходов. Истории успешных предпринимателей, которые развили свой бизнес из хобби, – наглядное тому подтверждение.
- Примеры:
«Квиллинг: самый полный и понятный самоучитель» Анны Зайцевой
«Японское искусство оригами. 35 моделей с 1000-летней историей» Кадзуо КобаясиВот мы и разобрались, чем отличается один жанр литературы от другого. Надеемся, вам было интересно и полезно.
Вспомнились слова немецкого Генриха Бёлля :
«Роман – это не только и не просто роман. Это тайник, где можно спрятать два-три слова в надежде, что читатель их отыщет».
Высказывание справедливости и по отношению к другим литературным формам.
Извлекайте новые смыслы из знакомых ситуаций, вдохновляйтесь творчеством!
Удачи Вам во всех начинаниях, всегда с Вами сопроводительная команда компании dissertat.ru - ресурс проверенный годами, 2005 года, Москва
До встречи!
На нашем сайте вы можете сделать заказ на подготовку научной работы, диссертации любого уровня сложности через форму обратной связи онлайн или позвонить по указанным телефонам.
Возможно, Вам будет это интересно:
> Статья История психоанализа
> Статья Обоснование темы диссертации
> Статья История балета
> Статья Русский язык как иностранный
> Статья Современные тенденции образования в России
> Статья Профессии, связанные с русским языком
> Статья Связь языка и религии в структуре сознания
Компонент комментариев CComment